Пособие «Город Звуковичков»

Много звуков есть на свете:
Шорох  листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи

Мы их точно звать должны.

 

Цель: пособие предназначено для звукового анализа слов, различения гласных,  согласных - твердых и мягких.

Знакомство начинается   с  рассматривания звуковичков,  девочек и мальчиков и беседы:

  • Можно ли увидеть звук? (Нет.) А ведь он живой, только невидимый. Но если бы мы могли его увидеть, он оказался бы обыкновенным малышом с ласковым названием звуковичок. Как только кто-то из вас произносит звук, звуковичок вылетает изо рта. Итак, звук, или звуковичка, можно проговорить и услышать, но нельзя увидеть.
  •  Всегда ли легко звуковичку покинуть свой домик (наш ротик) и выпорхнуть из него? Иногда дверки домика открываются легко и звуки из них вылетают и катятся, как шарики или мячики (педагог прокатывает шарик или мячик по столу), не встречая никаких преград: [а], [о], [у], [ы], [и], [э] (пропевает звуки вместе с детьми).
  • Эти звуковички — девочки. У них прекрасный голос. Поэтому всех их зовут гласными. Звуковички-девочки носят красные платьица и шапочки с колокольчиками.
  • Другие звуковички — мальчики, вылетая из своего домика, натыкаются на разные преграды (педагог пробует прокатить кубик по столу): зубы, язык, губы — и поэтому рычат [р], шипят [ш], жужжят [ж]; кряхтят [к], фыркают [ф] (произносит звуки вместе с детьми). Звуковичков-мальчиков называют согласными звуками. Они не умеют петь и очень из-за этого огорчаются. Носят они одежду или синего, или зеленого цвета, а на головах синие или зеленые шапочки с колокольчиками.
  • Рассмотрите звуковичков — девочек и мальчиков. Запомните: Звуки, или звуковички, могут быть двух видов — гласные и согласные, а согласные - твёрдые и мягкие.
  • На этапе чтения слогов, делаем анализ из 2 звуков,  постепенно переходя к словам из 3, 4 звуков.