Игровая развлекательная программа «Кубань — наш дом родной»
02.03.2019 Провели воспитатели групп «Медвежонок», «Медвежонок1»
Цель: формировать у детей знания о культуре Кубанского народа, его обычаях, познакомить с произведениями песенного фольклора, частушками, воспитывать уважение к духовному богатству и мудрости русского народа.
Ход мероприятия
(Звучит музыка, выходят дети и ведущий)
Ведущий: Добрый день дорогие мальчишки и девчонки, а так же уважаемые гости нашего развлечения! Мы прибыли к вам в гости и привезли
Вместе с детьми: Весѐлую ярмарку!
1 ребенок Ты был на Кубани?
А ты побывай:
Отличные люди,
Прославленный край.
2 ребенок Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
За труд хлебороба,
И песни, и танцы.
3 ребенок Кто у нас не бывал,
Кто Кубани не видел,
Всех мы рады пригласить
На Кубани погостить.
Ведущий : Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли видно? Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому правду, кому сказку, кому песенку!
Приходи честной народ к нам на представление. Скоморохи к вам идут всем на удивление.
Звучит музыка «Эх, полным полна коробушка» Выходят два скомороха.
1 Скоморох: Собирайся народ!
Всех ярмарка Кубанская зовѐт
2 Скоморох: Заходите не пожалеете
Коли время имеете:
1 Скоморох: Будьте как дома. Не стесняйтесь
2 Скоморох: По ярмарке нашей прогуляетесь!
1 Скоморох: Спешите, спешите! На ярмарку.
2 Скоморох: На ярмарке вас необычное ждѐт
1 Скоморох: Игры
2 Скоморох: Песни,
1 Скоморох: Викторины
Вместе: Расчудесные картины.
1 Скоморох: Есть ниточки! Есть катушечка!
2 Скоморох: Подходите, поиграем Девчонки-душечки!
1 Скоморох: Эй, девчонки-хохотушки! Запевайте-ка частушки!
2 Скоморох: Начинайте поскорей, Чтоб порадовать гостей!
Девочки исполняют «Весѐлые частушки»
Исполняется песню «У Кубани у реки»
Ведущая : Мы живѐм с вами на благодатной Кубанской земле. Кубань-житница России. А хорошо ли вы знаете историю и традиции родной земли?
Внимание на экран. Для вас викторина!
- Найди флаг Краснодарского края.
- Определи герб Краснодарского края.
- Как выглядит казачий курень?
- Определи национальную еду казаков.
- На какой картинке казак в национальной одежде?
- Определи головной убор казака?
- На какой картинке оружие казака?
- Найди одежду казачки.
- Найди головной убор казачки.
Ведущий: С тех пор, как основали наши предки места, где мы теперь живѐм, прошло много лет. Наша станица преобразовалась за это время, расцвела. Хорошо ли вы знаете свою станицу?
Какие места изображены на фотоснимках? (презентация о станице)
(Под музыку выходят скоморохи и выносят с собой «Карусель»)
1 Скоморох Эй, честная детвора! Веселиться всем пора!
2 Скоморох Игры, песни, танцы, смех. Приглашаем в круг вас всех!
1 Скоморох Всем сегодня веселиться И смеяться не лениться
2 Скоморох Праздник весело встречать, Ни секунды не скучать.
Проводится хороводная игра «Заря-заряница» Дети становятся в круг. Выбирается Заря. Заря ходит по кругу с платком, а дети поют:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
За водой пошла
И ребят нашла.
На слова «и ребят нашла» водящий останавливается и протягивает руку с лентой вперед так, чтобы лента оказалась между двумя детьми. Эти дети бегут за кругом в разных направлениях. Кто быстрей добежит до водящего, тот становится «зарёй».
Ведущий : А сейчас я предлагаю вам угадать значение слов, которые употребляли при разговоре наши предки, а сейчас говорят наши дедушки и бабушки. Итак, мы начинаем.
Хата — дом, кавун — арбуз, жменя — горсть. черевички — туфли, кудлатый — лохматый, чувал — мешок, глечик — горшок, горыще — чердак, вечерять — ужинать,зозуля — кукушка, дрючок — палка, балакать – говорить, викно — окно, барахло – вещи, цыбуля – лук.
1 Скоморох : А я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеек».
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор — «ручеек». Игрок, которому не досталась пара, идет к «истоку»ручейка и произносит такие слова:
Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй миленький дружок!
Можно с вами поиграть?
Дети стоящие в колонне, хором отвечают:
«Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!»
После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками, ищет себе пару. Для завершения игры использую следующие слова, которые произносят все играющие хором:
Ты дружок остановись («ручеек» останавливается)
И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются)
Хорошо мы поиграли
И друзей своих узнали.
2 Скоморох : А сейчас проведѐм следующую игру с девочками. Кубанская земля всегда славилась своими мастерицами. Думаю, что не перевелись рукодельницы и сегодня. Наша игра называется «Мотальщицы». С обоих концов длинной нитки или шнура привязывают клубки. Середина нитки отмечается ярким бантиком. В игре побеждает та девочка, которая быстрее смотает нить до середины. Игра проводится несколько раз.
Ведущий: Наша Кубанская земля всегда славилась трудовыми достижениями. Кубанские казаки славились мужеством, героизмом, ловкостью. С самого раннего детства казачат учили стрелять, скакать на коне, рубить шашкой. Казаки умеют не только хорошо трудиться, но и умеют весело и с азартом отдыхать, показывая свою молодецкую удаль. И вот сейчас мальчишки покажут свою казацкую удаль.
1.Скоморох Мы предлагаем вам провести скачки, и удержатся в седле. Игра «Весѐлые скачки». Задача игроков: оседлать лошадь и верхом доскакать до плетня, надеть Кубанку и вернуться на исходную позицию и передать ход следующему участнику.
Ведущий :
А теперь присядем, и послушаем и отгадаем кубанские загадки- складки
Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый… (конь)
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки-
К уголочку уголок
Сложен красочный….(платок)
Мне частушки подыграет,
Хоть и не гармошка,
За обедом в суп ныряет
Расписная…(ложка)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят …(лапти)
Воду дед носил с утра,
Каждый день по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит ведра….(коромысло)
Без неё в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую …(гармошку)
2 Скоморох: Следующая игра «Музыкальная». Играющие становятся в круг и под музыку передают папаху по кругу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках осталась папаха – выходит в круг. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не соберѐтся 6 человек.
Ведущий 1: Играми, да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ угощениями сладкими.
Чай горячий-наша сила,
Украшение стола.
С чая лихо не бывает,
Так в народе говорят.
Чай-здоровье-всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
А теперь, дорогие гости, продолжим наше развлечение за чашкой чая. Милости просим, за наш стол.
Используемая литература:
1.Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПБ : ООО Издательство « Детство- Пресс», 2014. – 176 с.
2.Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПБ : « Детство- Пресс», 2013. – 80с.
3.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ : ООО Издательство « Детство- Пресс», 2010. – 304 с.
4.Трифонова Т.А. Дошкольникам о Кубани: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. - Краснодар:Перспективы образования, 2016. – 104 с.