Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых
Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 5 гласных (А,О, И,У, ы) и несколько согласных. Но только в первую очередь те согласные, которые можно тянуть ( Л, М, Н, К, Р), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент. Очень важным считаю артикуляция при произношении звуков ( а, о, и, у, ы) например, при произношении А- ребенок должен широко открывать рот, о – вытягивает губы, Ы — раскрываем губы, зубы немножко раздвигаем, нижнюю челюсть выталкиваем вперед, и – произносим с улыбкой, у - трубочка.
На мой взгляд самая эффективная методика, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.
Это игра с паровозиком. (Игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).
Я её немного переделала, упростила. Взяла лишь один паровозик, и добавила больше гласных.
После первой согласной буквы ребёнку предлагают «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедет наш вагончик, написаны все гласные, а на самих вагончиках – согласные. В окошках карандашом каждый раз пишу новую изученную согласную букву, так чтобы можно было читать как закрытые, так и открытые слоги.
Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась гласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, ЛА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей гласной и читаем появившийся слог (ЛО).
С помощью этого вагончика дети успешно читают следующие слоги:
Ла, ло, ли, лу, лы.
Ал, ол, ил, ул, ыл.
Лал, лол, лил, лул, лыл.
Дети с удовольствием катают паровозик и складывают слоги.
Когда у детей хорошо начинает получаться складывать слоги, я усложняю задание и предлагаю покатать сразу две согласные буквы: например, Л,М:
Ла, ло, ли, лу, лы.
Ам, ом, им, ум, ым.
Лам, лом, лим, лым.
Считаю, что данная методика очень удачная, советую её другим педагогам для работы.
На этапе изучения букв выкладываю их в порядке изучения: верхний ряд (согласные), нижний ряд ( гласные)
Например: Н, М, Т , К, Р, Л
а, о, ы, и, у
Предлагаю ситуации "Налетел ветер и сдул буквы, надо вернуть их на свои места", "Ворона летела и буковку съела, отгадай какую". Дети с удовольствием выполняют эти задания, играя с буквами. После из этих рядов дети учатся составлять слова.
Также в своей работе несколько раз использовала методику Е.Бахтиной " Игры с буквами, которые дружат"
С помощью этого задания стараюсь закрепить умение читать слоги, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.
Можно на фигурках мальчиков написать согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружить детей. Проверить вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.
На этапе закрепления букв предлагаю детям поиграть в карты. Но карты из букв и слогов. В начале на картах пишу изученные буквы, затем слоги ( Ла, Ми, ин, он, она, они, ум, лал, лам, мал), затем по мере изучения букв усложняю карточки пишу слова (луна, рак, кот..). Условия: дети по очереди берут карту и если читают правильно забирают её себе, если ошибаются кладут в колоду обратно ( но слог проговариваем вместе). Выигрывает тот, у кого больше всего карт. Дети в восторге от этой методики изучения букв.