Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых

          Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 5 гласных (А,О, И,У, ы)  и несколько согласных.  Но только в первую очередь те согласные, которые можно тянуть ( Л, М, Н, К, Р), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.  Очень важным считаю артикуляция при произношении  звуков ( а, о, и, у, ы)  например, при произношении  А-  ребенок должен широко открывать  рот, о – вытягивает губы, Ы — раскрываем губы, зубы немножко раздвигаем, нижнюю челюсть выталкиваем вперед, и – произносим с улыбкой, у - трубочка.

На мой взгляд самая  эффективная методика, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

         Это игра с паровозиком.  (Игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Я её  немного переделала, упростила. Взяла лишь один паровозик, и  добавила больше гласных.

После  первой согласной буквы ребёнку  предлагают «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедет наш вагончик, написаны все гласные, а на самих вагончиках – согласные. В окошках карандашом каждый раз пишу новую изученную  согласную букву, так чтобы можно было читать как закрытые, так и открытые слоги.

Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась гласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, ЛА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей гласной и читаем появившийся слог (ЛО). 

С помощью этого вагончика дети успешно читают следующие слоги:

 

Ла, ло, ли, лу, лы.

Ал, ол, ил, ул, ыл.

Лал, лол, лил, лул, лыл.

Дети с удовольствием катают  паровозик и  складывают слоги.

Когда у детей хорошо начинает получаться складывать слоги, я усложняю задание и предлагаю покатать сразу две согласные буквы: например, Л,М: 

Ла, ло, ли, лу, лы.

Ам, ом, им, ум, ым.

Лам, лом, лим, лым.

Считаю, что данная методика очень удачная, советую её другим педагогам для работы.

        На этапе изучения букв  выкладываю их в порядке изучения: верхний ряд (согласные), нижний ряд ( гласные)

                                               Например:  Н,  М,  Т , К,  Р, Л

                                                                      а, о,  ы,  и, у

Предлагаю ситуации "Налетел ветер и сдул буквы, надо вернуть их на свои места", "Ворона летела и буковку съела, отгадай какую". Дети с удовольствием выполняют эти задания, играя с буквами. После из этих рядов дети учатся составлять слова.

                 Также в своей работе несколько раз использовала методику Е.Бахтиной   " Игры с буквами, которые дружат" 

С помощью этого задания стараюсь закрепить умение читать слоги, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Можно на фигурках мальчиков написать согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружить детей. Проверить  вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

                      На этапе закрепления букв предлагаю детям поиграть в карты. Но карты из букв и слогов. В начале на картах пишу изученные буквы, затем слоги ( Ла, Ми, ин, он, она, они, ум,  лал, лам, мал), затем по мере изучения букв усложняю карточки пишу слова (луна, рак, кот..).  Условия: дети по очереди берут карту и если читают правильно забирают её себе, если  ошибаются кладут в колоду обратно ( но слог проговариваем вместе). Выигрывает тот, у кого больше всего карт. Дети в восторге от этой методики изучения букв.