Познавательный интерес на занятиях по ФЭМП, через развитие исследовательской деятельности


Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

•развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность  

в учении, благоприятствует формированию способностей;

• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех 

психических процессов.

В своей работе с дошкольниками  использую нетрадиционные  методы по математическому развитию, т.к. они способствуют развитию познавательного интереса. Например,  один из методов -  элементарные опыты. 

·        Измеряя  длину предметов пользоваться не только сантиметром, линейкой, но и использовать   разные предметы (карандаш, тапочек, шарфик), ладонь, палец,   т.е развивать интерес за счет знакомства с мерами длины в древности.

             

·        Предлагаю детям переливать воду из бутылочек раз­ной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды.
Занимательные проблемные ситуации 

·        «Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать  ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Выясняется причина: ленты разной длины. 
         

·        Для того, чтобы убедиться раскладываем их на полу.

              
 Математические сказки
·        Жили-были 2 ежика. Они увидели, что на полянке выросло 9 грибов. Как вы думаете можно разделить 9 грибов на 2 ежиков?  Как? 1+8, 2+7, 3+6, 4+5. 

                

Эти методы  побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.

Практикую проведение  нетрадиционных занятий, так как они играют немаловажную роль в развитии познавательного интереса: 

1.     Занятия-сомнения (поиска истины)  Два  одинаковых пакета, в одном кукуруза, в другом – вата. 

                   

Нужно определить сначала на вид, затем взять в обе руки, взвесить на чашечных весах.

                   

2.Занятия типа «Следствие ведут знатоки». 

Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Задания типа: «Сколько ложек песка в стакане?»  /кукольных, чайных, десертных, больших/

                     
« Измерение времени делами» /Сколько за 1 минуту можно сделать приседаний, нарисовать кружков, букв/
                    

Таким образом, важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет:

использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей; использования нетрадиционных занятий;

создания предметно-развивающей среды в ДОУ;  использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.