Отчет по самообразованию «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
[ Скачать с сервера (1.95 Mb) ]02.03.2019, 17:52

Детское экспериментирование связано со всеми видами деятельности. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия. Дети - это пытливые исследователи мира. На опытах в лаборатории мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней и др. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду, фильтруем и выводы фиксируем в рисунках. Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт – постройку, сказку, поделку, насыщенный запахами воздух, окрашенную воду и т. п.

Я считаю, что развивать творческую исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования необходимо для того, чтобы ребёнок представлял физические свойства предметов и закономерности окружающего мира. Дети, после проведения опытов, обнаруживают свойства веществ самостоятельно (твёрдость камня, растворимость веществ в воде и т. д., дети находят способы применения этих свойств в быту.

Изучая новинки методической литературы и наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование. Поняв необходимость развития экспериментирования в нашем дошкольном образовательном учреждении, я поставила перед собой цель.

Цель моей работы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего дошкольного возраста средствами эксперимента, создание в группе экологического центра, который включает в себя: экспериментальную лабораторию, зелёную зону, мини – мастерскую по экспериментированию с бросовым материалом. Такой центр необходим для того, чтобы ребёнок мог сам осуществлять наблюдения, осваивать технику экспериментирования.

Таким образом, создав экологический центр, определив основную цель, я поставила перед собой следующие задачи:

- развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.

- привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Работает экспериментальная лаборатория, в которой собрано всё необходимое оборудование для проведения опытов: микроскоп, увеличительные стекла, компасы, магниты, пробирки, мензурки, зеркала, шприцы, вата, формочки, тазы, соломинки для коктейля, воздушные шары и материалами: камушки, ракушки, перья, плоды, семена, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, разные виды бумаги, красители. Для создания игровой мотивации деятельности имеются детские фартуки, рабочие листы для фиксации результатов опытов, игровое оборудование: водяная мельница, игры на магнитной основе, игрушки для игр с водой, маски.

Сотрудничество с педагогами и родителями детского сада.

Провожу консультации по теме детского экспериментирования, беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач. В д/с проводятся различные конкурсы: конкурсы поделок из природного материала.

Для родителей постоянно обновляется наглядная информация.

Работая с детьми, я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.

Разработала план на 2015 – 2016 уч. год.

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Работа с детьми

1.09.2015-30.05.2016

Экологические праздники: «День Земли», «Давайте сохраним природу».

Познавательные занятия по экспериментированию.

Просмотр веселого мультсериала «Что такое радуга?», «Неужели одуванчик может следить за солнцем?», «Что такое звук?», «Почему снежинки все время разные?», «Почему у нас такой календарь?»

 

 

Сценарии праздников

 

Конспекты занятий

 

 

 

 

Работа с родителями

1.09.2015-30.05.2016

Папка-передвижка «Экспериментируем дома»

Памятка «Игры с песком и водой в домашних условиях»

 

Тематические выставки, фотовыставки:

«Моя семья в лесу»,

«Моя семья на даче»,

«Мои домашние питомцы»

 

Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок.

Самореализация

1.09.2015-30.05.2016

Показ открытых мероприятий (игры-эксперименты, развлечение)

Участие на семинаре ДОУ.

Выступление с опытом работы на педсовете.

 

Показ открытых мероприятий.

Презентация по теме.

Выступление с докладом.

 

Изучение методической литературы

1.09.2015-30.05.2016

Знакомство с книгой Л.ВРыжова «Методика детского экспериментирования»

 

 

 

 

Наша лаборатория обеспечена методической и художественной литературой, дидактическим материалом по экологии: карточками – схемами, моделями эколого – систематических групп, экологической азбукой, дидактическими играми. В нашей лаборатории мы с детьми ставим опыты. Эксперименты проходят динамично, включая игры, физкультминутки, моменты релаксации, пальчиковой и артикуляционной гимнастик. Занятия проводятся два раза в месяц во второй половине дня, в часы для досуга. При этом соблюдается принцип добровольности, желания ребёнка заниматься в мастерской. Все дети приходят сюда с удовольствием. Во время проведения занятий, я стараюсь общаться с каждым ребёнком. Это общение протекает в форме равноправного, доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний и умений. Стараюсь поощрять проявление активности, инициативы, общаться с детьми искренне, откликаться на их просьбы и пожелания, помогать в разрешении споров.

План работы для детей 5-6 лет в детской лаборатории

Месяц

Темы игр-экспериментов

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

сентябрь

1. Песочная страна

(Г.П.Тугушева,

стр.27)

2. Где вода?

(Г.П.Тугушева,

стр.27)

3. Водяная мельница

(Г.П.Тугушева,

стр.29)

4. Звенящая вода

(Г.П.Тугушева,

стр.30)

октябрь

5. Угадайка

(Г.П.Тугушева,

стр.30)

6. Ловись рыбка, и мала, и велика. (Г.П.Тугушева,

стр.31)

7. Фокусы с магнитами. (Г.П.Тугушева,

стр.31)

8. Солнечные зайчики.

(Г.П.Тугушева,

стр.34)

ноябрь

9. Что растворяется в воде? (Г.П.Тугушева,

стр.34)

10. Что отражается в зеркале?

(Г.П.Тугушева,

стр.35)

11.Воздух. Свойства воздуха

(Л.В.Рыжова, стр.25)

12. Теплота

(Л.В.Рыжова, стр.31)

декабрь

13. Логическая задача «Почему Вася заболел?»

(Л.В.Рыжова, стр.174)

14.Греет ли вуаль?

(Л.В.Рыжова, стр.39)

15.Где быстрее растает мороженое?

(Л.В.Рыжова, с.35)

16. Греет ли шуба?

(Л.В.Рыжова, стр.34)

январь

17.Выращивание зеленого лука

(Л.В.Рыжова, стр.71)

18. Как появляются снежинки, снежные узоры на окнах?

(Л.В.Рыжова, с.58)

19.Тепло ли в снежных сугробах?

(Л.В.Рыжова, стр.57)

20. Где рождается снег?

(Л.В.Рыжова, стр.112)

февраль

21.Просмотр мультфильма

«Почему снежинки все время разные?»

22. Где быстрее растает сосулька?

(Л.В.Рыжова, стр.54)

23. Где быстрее распустятся ветки?

(Л.В.Рыжова,с.153)

24.Почему скрипит снег?

(Л.В.Рыжова, стр.60-61, 173)

март

25. Тест «Кому нужен снег?»

(Л.В.Рыжова, стр.62)

 

26. Игровой тренинг «Зарядим воду»

(Л.В.Рыжова, стр.45)

27. Как образуется облака и дождь?

(Л.В.Рыжова, стр.52)

28. Почему заплакал ручеек? (Л.В.Рыжова, стр.85)

апрель

29. Что такое масса?

(Г.П.Тугушева,

стр. 56)

30. Просмотр мультфильма «Почему у нас такой календарь?»

31. Чем можно измерить длину?

(Г.П.Тугушева,

стр. 74)

32. Что мы знаем о часах?

Конспект

май

33. Просмотр мультфильма

«Почему идёт дождь?

34. Цветной песок

 

(Г.П.Тугушева,

стр.38)

35. Игры с песком

(Г.П.Тугушева,

стр.39)

36. Просмотр мультфильма «Что такое радуга?»

 

Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что дети научились понимать познавательную задачу и стали самостоятельно ставить задачи, научились выдвигать предложения о возможном течении явления природы и предлагать способы проверки. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованиям, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. п., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.

Я считаю, что опыт работы по детскому экспериментированию эффективен.

Ожидаемым результатом от внедрения метода экспериментирования является приобретение детьми опыта видения предметов и явлений; всматривание в них; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

В перспективе – широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования в дошкольном учреждении и дома, индивидуального и коллективного во всех видах деятельности.

В дальнейшем, буду продолжать работать в направлении развития детского экспериментирования: планирую разработать систему проведения семинаров-практикумов с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию; проведение деловой игры по решению проблемных ситуаций; проведение консультаций и смотров-конкурсов по теме «Детское экспериментирование».

Категория: Мои файлы | Добавил: Елена | Теги: самообразование
Просмотров: 866 | Загрузок: 28 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]