[ Скачать с сервера (1.95 Mb) ] | 02.03.2019, 17:52 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Детское экспериментирование связано со всеми видами деятельности. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия. Дети - это пытливые исследователи мира. На опытах в лаборатории мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней и др. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду, фильтруем и выводы фиксируем в рисунках. Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт – постройку, сказку, поделку, насыщенный запахами воздух, окрашенную воду и т. п. Я считаю, что развивать творческую исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования необходимо для того, чтобы ребёнок представлял физические свойства предметов и закономерности окружающего мира. Дети, после проведения опытов, обнаруживают свойства веществ самостоятельно (твёрдость камня, растворимость веществ в воде и т. д., дети находят способы применения этих свойств в быту. Изучая новинки методической литературы и наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование. Поняв необходимость развития экспериментирования в нашем дошкольном образовательном учреждении, я поставила перед собой цель. Цель моей работы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего дошкольного возраста средствами эксперимента, создание в группе экологического центра, который включает в себя: экспериментальную лабораторию, зелёную зону, мини – мастерскую по экспериментированию с бросовым материалом. Такой центр необходим для того, чтобы ребёнок мог сам осуществлять наблюдения, осваивать технику экспериментирования. Таким образом, создав экологический центр, определив основную цель, я поставила перед собой следующие задачи: - развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.) - расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира. - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы. - привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни. Работает экспериментальная лаборатория, в которой собрано всё необходимое оборудование для проведения опытов: микроскоп, увеличительные стекла, компасы, магниты, пробирки, мензурки, зеркала, шприцы, вата, формочки, тазы, соломинки для коктейля, воздушные шары и материалами: камушки, ракушки, перья, плоды, семена, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, разные виды бумаги, красители. Для создания игровой мотивации деятельности имеются детские фартуки, рабочие листы для фиксации результатов опытов, игровое оборудование: водяная мельница, игры на магнитной основе, игрушки для игр с водой, маски. Сотрудничество с педагогами и родителями детского сада. Провожу консультации по теме детского экспериментирования, беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач. В д/с проводятся различные конкурсы: конкурсы поделок из природного материала. Для родителей постоянно обновляется наглядная информация. Работая с детьми, я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть. Разработала план на 2015 – 2016 уч. год.
Наша лаборатория обеспечена методической и художественной литературой, дидактическим материалом по экологии: карточками – схемами, моделями эколого – систематических групп, экологической азбукой, дидактическими играми. В нашей лаборатории мы с детьми ставим опыты. Эксперименты проходят динамично, включая игры, физкультминутки, моменты релаксации, пальчиковой и артикуляционной гимнастик. Занятия проводятся два раза в месяц во второй половине дня, в часы для досуга. При этом соблюдается принцип добровольности, желания ребёнка заниматься в мастерской. Все дети приходят сюда с удовольствием. Во время проведения занятий, я стараюсь общаться с каждым ребёнком. Это общение протекает в форме равноправного, доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний и умений. Стараюсь поощрять проявление активности, инициативы, общаться с детьми искренне, откликаться на их просьбы и пожелания, помогать в разрешении споров. План работы для детей 5-6 лет в детской лаборатории
Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что дети научились понимать познавательную задачу и стали самостоятельно ставить задачи, научились выдвигать предложения о возможном течении явления природы и предлагать способы проверки. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованиям, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. п., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка. Я считаю, что опыт работы по детскому экспериментированию эффективен. Ожидаемым результатом от внедрения метода экспериментирования является приобретение детьми опыта видения предметов и явлений; всматривание в них; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. В перспективе – широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования в дошкольном учреждении и дома, индивидуального и коллективного во всех видах деятельности. В дальнейшем, буду продолжать работать в направлении развития детского экспериментирования: планирую разработать систему проведения семинаров-практикумов с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию; проведение деловой игры по решению проблемных ситуаций; проведение консультаций и смотров-конкурсов по теме «Детское экспериментирование». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 866 | Загрузок: 28 | |
Всего комментариев: 0 | |