«Педагогические технологии в дошкольном образовании»
[ Скачать с сервера (29.0 Kb) ]03.12.2020, 19:09

 «Педагогические технологии в дошкольном образовании»

 

  1. Структурное содержание педагогических технологий как профессиональное явление.
  2. Содержание педагогических технологий на основе деятельностного подхода (метод проектов). Описать технологию, алгоритм работы с ребенком, содержание, результаты с опорой на собственный педагогический опыт.

 

 

  1. Структурное содержание педагогических технологий как профессиональное явление.

         Слово «технология» происходит от греческих слов techne — искусство, мастерство и logos — учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

И. П. Подласый считает, что технологии отвечают на во­просы: как учить, как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными требованиями? Технологии представляют собой систему алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результа­там деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества. [11]

В.П.Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определения педагогической системы, реализуемый на практике. Согласно его мнению, педагогическая технология – это часть педагогической системы, имеющей структуру. [2]

Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных взаимосвязанных компонента:

 1)  научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определённой проблемы, основанном на достижениях педагогической теории и передовой практики;

2) формализованно-описательный (дескриптивный); технология представляется моделью, описанием (вербальным, текстовым, схемным) целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;

3) процессуально-деятельностный: технология предстаёт как сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.

         Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания. Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием алгоритма  действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом.

Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. [10]

Вертикаль технологий. Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд составляющих её деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня.   

В структуре этой иерархии (технологической вертикали) можно выделить четыре соподчинённых класса образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций).   

1.Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные, социально-воспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры: технология дошкольного воспитания, технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология антиалкогольного воспитания.

2.Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии (общепедагогический и общеметодический уровни), охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. Примеры: технология компенсирующего обучения, технология преподавания учебного предмета.

         3. Мезотехнологии, или модульно - локальные — технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний в границах данного модуля.

           4. Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). Примеры: технология формирования навыков письма, тренинговые технологии по коррекции отдельных качеств индивида. [10]

Технология в максимальной степени связана с образовательным процессом - деятельностью педагога и ребенка, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа: (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования),  основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция освоения), позиция ребенка в образовательном процессе. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационное), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.

б) содержательная часть обучения и воспитания (объем и характер содержания образования): 1)категория воспитанников, на которых рассчитана технология;  2) цели обучения - общие и конкретные; 3)мотивационная характеристика; 4) содержание материала.  Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий дошкольного образования, принципов определенных федеральными государственными требованиями и социального заказа.  Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.

в) процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация образовательного процесса; методы и формы образовательной деятельности педагога с воспитанниками;  деятельность педагога по управлению образовательным процессом (диагностика, планирование, коррекция); диагностика образовательного процесса (диагностический инструментарий); сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней. В процессуальной характеристике определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту воспитанников. [10]

Таким образом,  педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: ПТ. = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

  1. Содержание педагогических технологий на основе деятельностного подхода (метод проектов). Описать технологию, алгоритм работы с ребенком, содержание, результаты с опорой на собственный педагогический опыт.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.  

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. [2]

Особенности педагогической технологии метод проектов:

- предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;

- предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);

- позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.

       При реализации технологии метод проектов в воспитательно-образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной деятельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, умения видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Алгоритм работы над проектом с  ребенком:

Этапы:

  1. Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.
  2. Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата.
  3. Столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи.
  4. Активизация способов получения информации.
  5. Получение необходимой информации.
  6. Обобщение полученной информации.
  7. Планирование деятельности, определение средств реализации проекта.
  8. Реализация проекта.
  9. Обсуждение результата, хода работы.
  10. Презентация результатов.
  11. Совместное определение перспективы развития проекта.

 

Начало любого проекта  начинается с определения проблемы, отвечающей потребностям детей. Детей дошкольного возраста волнуют самые разные проблемы:  «Сколько цветов у радуги?», «Почему одуванчики поворачиваются к солнцу?»,  «Почему идет дождь?», «Что такое звук?», «Почему у нас такой календарь?», «Почему тикают часы?», «Сколько пятнышек у божьей коровки?» и т.д.  На прогулке уделяю большое внимание наблюдению,  побуждаю детей внимательно всматриваться в объекты, описывать  внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения. Если дети затрудняются с   выбором темы исследования,  помогаю им: «Что тебе интересно больше всего?», «Что из увиденного в детском саду тебе хотелось узнать более глубоко?». 

Следующий  шаг – определить для чего проводится данное  исследование. Например, чтобы  узнать, что делает под водой водолаз…»,  выяснить, «почему кактус колючий…», расследовать, «зачем зебре полоски…»

На следующем этапе ребенок сталкивается  со  знаниями и «незнаниями».  Например, он точно знает, что у божьей коровки есть пятнышки, но, сколько их он не знает. Или ребенок знает, что у зебры есть полоски, но зачем  они ей ему неизвестно. Необходимо ребенку помочь  выдвинуть предположения, ввести  слова «допустим», «возможно», «что, если», «предположим».  На прогулке очень часто в небе дети видят след самолета. И их интересует «Почему самолет оставляет в небе след?»  Ответы детей такие «Что, если самолет разрезает небо напополам»,  «Возможно,  оставляет след, чтобы не заблудится на обратном пути», «Что, если это послание инопланетянам».

         На следующем  этапе  необходимо привлечь  ребенка к работе с самыми разными источниками и средствами.  Например, подумать самостоятельно, понаблюдать, спросить у мамы (других людей),  провести эксперимент, посмотреть книги,   видеофильм, обратиться к компьютеру.   На этапе получения   информации ребенку  понадобится помощь взрослого человека (родителей, педагогов), так как только они могут подсказать какой фильм  можно посмотреть по данной теме, помочь добыть информацию в глобальной сети интернет,  почитать книгу, энциклопедию; взрослые могут побеседовать о предмете исследования.

Следующий шаг -  совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Для оформления результатов проектной деятельности при работе с детьми шести-семи лет  заводим  папку, в которую вместе с родителями собирают  материал, накопленный в ходе проекта.

Раздел 1 «Что  мне прочитали…»;

Раздел 2 «Что я узнал о…»;

Раздел 3 «Вопросы, которые возникли у меня, когда я изучал научную и художественную литературу»;

Раздел 4 «Мои наблюдения и опыты»;

Раздел 5 «Вопросы, которые возникли у меня в ходе наблюдений и опытов»;

Раздел 6  «Мое сообщение, доклад, презентация (о чем я расскажу ребятам)».      

 Один из главных этапов – защита проекта. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, а надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Обычно проводим защиту как праздничное мероприятие. Время представления проекта 4-5 минут. По итогам защиты поощряются и  те, кто хорошо отвечал, и те, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Таким образом, чтобы дети занимались проектной деятельностью необходимо использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника,  создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение, развивать способность к прогнозированию и предвосхищению решений, обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности ,  создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству, к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий, подводить детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор.

         Библиографический список:

  1. Анфисова, С.Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ / С.Е. Анфисова // Сб. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы Всероссийской научной конференции. – Тольятти: Издательство ТГУ, 2003.
  2.   Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 1999.
  3. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М.: Знание, 1994.
  4. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения.        Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М., 2004.
  5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М., Икц март Ростов н/Д, 2004.
  7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева и др. – М.: Аркти, 2003. 
  8. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьни­ков.  Самара: Учебная литература, 2005.
  9. Селевко  Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – В 2 т. Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. (Серия Энциклопедия образовательных технологий).
  10. Хабарова Т. В.  Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб: Детство - пресс, 2011.

 

Категория: Статьи | Добавил: Елена | Теги: педагогические технологии
Просмотров: 189 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]