Роль народной игрушки в обучении детей дошкольного возраста лепке
[ Скачать с сервера (18.1 Kb) ]11.06.2025, 11:05

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Яркая народная игрушка является средством воспитания любви к родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет. Мастерство дымковской, городецкой игрушки, поражающее своими яркими, сочными красками, получило самое широкое развитие. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала обычным явлением. В ней отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка давно вошла в быт детского сада, радуя детей, воспитывая в них художественный вкус. Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, но некоторые образцы детям необходимо показать и познакомить с их происхождением. Всем нравится дымковская глиняная игрушка – живые, праздничные, пышные по оформлению и росписи куклы барыни, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами. Они все время работают над образом, его пластичностью, и у каждой есть свои любимые темы. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей. Им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы воспитателя о том, где и как их делают. На дымковской игрушке необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка.

Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Эти игрушки трудно спутать с какими - либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Все игрушки очень веселые, роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белые цвета. Можно только удивляться, как сочетая простые элементы, мастерицы создают удивительные орнаменты. Роспись игрушек традиционна. Когда смотришь на собранные филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Они полыхают огнем, переливаются всеми цветами радуги. В этих игрушках дети видят прежде всего забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает у них творчество. Познавательный интерес игрушки очень силен. Через нее ребенок получает верное представление о животных и других предметах.

Также внимание детей привлекает и деревянная городецкая игрушка. Она очень разнообразна по своей тематике: лихие кони, люди, пароходы. Выразительность формы, яркие живые краски, наивный детский орнамент - все это придает игрушке оригинальность, свежесть.

Знакомство детей с народной игрушкой начинается уже в первой младшей группе детского сада. Но возможности использовать ее в лепке весьма ограничены. Дети лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубления. Прежде, чем приступить к знакомству детей с народной игрушкой, необходимо определить набор игрушек. Это могут быть семеновские матрешки, загорские деревянные игрушки, некоторые глиняные изделия дымковских мастеров.

Приступая к использованию игрушки на занятии лепкой, знакомим детей с ней в игре, во время которой воспитатель спрашивает детей о том, что изображает тот или иной предмет. Знакомя детей с игрушками, педагог каждый раз ставит перед ними новые задачи, добивается от детей активности в использовании игрушек, умение слушать рассказ и задание. Свой рассказ необходимо сопровождать действием руки и пальцев, которые подчеркивают форму и размеры предметов. Дети активно воспринимают показанное воспитателем и с удовольствием дополняют игрушку своими деталями. В этом возрасте детям не предлагают вылепить игрушку самостоятельно, так как это задание выполнить им еще трудно, но они с удовольствием будут украшать предложенные им изделия. Воспитатель должен поддерживать стремление малыша к украшению своей работы, внося соответствующие предложения при каждом удобном случае.

Детям второй младшей группы перед занятиями лепкой за несколько дней предлагают игрушку для игр, но уже проводят более глубокий анализ формы предметов. Перед детьми  открываются новые выразительные стороны, их уже не затрудняет условность формы и окраска игрушки. Они свободно определяют элементы росписи: полосы, круги, точки, кольца. Восприятие предметов детьми, дает возможность воспитателю поставить перед ними изобразительные задачи и проследить влияние народной игрушки на характер детской лепки. Подбор предметов для лепки должен идти с учетом возрастных особенностей детей. Незадолго до занятия малышу необходимо предложить поиграть той игрушкой, которая будет внесена в занятие. Знания, полученные во время игры, помогут ребенку сравнительно легко справиться с заданием. Дети этой возрастной группы смелее и осмысленнее берутся за нанесение узора. Но узор они выполняют еще хаотично, без понимания его ритма. Это дает возможность воспитателю поставить новую задачу: подвести детей к ритмичному нанесению узора на поверхность изделия. Необходимо научить ребенка сначала создавать основу, а затем постепенно украшать ее. Для детей данной возрастной группы для занятий лепкой по использованию народной игрушки, лучше всего брать игрушки деревянные точеные, состоящие из округлых и конусообразных форм.

Для успешного обучения лепке детей средней группы продолжается работа по знакомству с народной игрушкой и по использованию ее на занятии лепкой. Для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, деревянные точеные игрушки, каргопольских собачек, гусей. Знакомство с игрушкой проходит в виде игры и короткой беседы. Необходимо дать детям возможность понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны, и именно поэтому, они веселые и радостные. Во время лепки необходимо ставить игрушку перед ребенком на подставку с поворотным кругом, позволяющим показать предмет со всех сторон - это дает им возможность сравнивать свою работу с игрушкой, выяснять ее размеры, элементы росписи и детали. Дети пятого года жизни уже вполне осознанно рассматривают свою работу. Каждая игрушка - это законченная скульптура, в ней своя роспись и свои лепные украшения. Поэтому воспитатель предлагает полюбоваться игрушками, послушать о них рассказ, который должен быть коротким и включать в себя лишь основные сведения. Вылепленные детьми работы должны бережно сохраняться, чтобы дети могли их неоднократно рассматривать.

Деятельность детей старшего возраста имеет свои особенности. Дети окрепли физически, укрепились их мышцы рук, стали более внимательными, повысилась способность к запоминанию. Во время лепки они контролируют свои действия рук, самостоятельно определяют форму предмета, его строение. Для работы с детьми можно использовать дымковские, каргопольские, филимоновские глиняные игрушки, а также деревянные игрушки. Как и в младших группах, детей старшей группы перед тем, как провести занятие лепкой на тему народной игрушки, ребенка необходимо познакомить с игрушкой, дать ему возможность рассмотреть игрушку и рассказать ему о ее происхождении. Свой рассказ о том, как делают игрушки необходимо сопровождать показом способов лепки. Внимание детей при этом направляют на содержание игрушек, их роспись, на лепные украшения. Такие беседы хорошо подготавливают детей к предстоящей лепке, и в начале занятия воспитателю остается лишь напомнить общий способ изображения. Вылепленные работы дети ставят на лесенку или полку для обозрения и анализа. Познакомив детей с игрушками одного промысла, можно начать знакомство с другой игрушкой.

Изобразительная деятельность детей 6 - 7 лет значительно совершенствуется. У детей появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Эстетическая оценка своих изделий повышает у детей требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе. Ребята с большим интересом рассматривают народные игрушки, изготовленные русскими мастерами. Они захватывают воображение детей, рождают у них творческие замыслы. В подготовительной группе при знакомстве с народной игрушкой, внимание детей направляется на пластику формы, плавность перехода одной формы в другую

и на то, как своеобразно украшены фигуры налепами и росписью. Приступая к лепке любой народной игрушки, воспитатель как можно ближе должен познакомить ребенка с ней. После подготовительной работы детям предлагают лепку игрушки. Это может быть лепка по представлению или с натуры. Лепка народной игрушки по представлению дает возможность творческих проявлений детей. Лепка по непосредственному восприятию требует более точного отношения к форме, пропорциям и способам изображения. Способы изображения детям этого возраста показывать не следует, так как у ребят уже есть определенный объем знаний и умений. Важно, чтобы они сами, глядя на игрушку, нашли нужный способ лепки. Если дети получили хорошую предварительную подготовку, то они с успехом справляются с заданием, поставленными целями и задачами.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, оказывает сильное воздействие на ребенка. Соприкосновение с народным искусством воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых развиваются более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга, образуются образы представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.

 

Категория: Статьи | Добавил: Елена
Просмотров: 6 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]